Что необходимо знать о юридических адресах для регистрации ООО.
Очень часто при регистрации нового бизнеса начинающие предприниматели задаются следующими вопросами:
- «Как определиться с адресом регистрируемого ООО и обязательно ли арендовать для этого офис?»
- «Можно ли зарегистрировать ООО на домашний адрес?»
- «Что вообще такое юридический адрес?»
- «Нужно ли его покупать?»
- «Законно ли это и какие могут быть риски?»
Постараемся прояснить большинство спорных моментов.
Как известно, адрес юридического лица, в том числе ООО, определяется местом нахождения его единоличного исполнительного органа (директора) и необходим прежде всего для связи всех заинтересованных лиц (кредиторов, государственных органов и тд.) с регистрируемой компанией. Говоря простым языком, юридический адрес — это официально объявленный компанией адрес, где предположительно находится её директор. Информация о нем в обязательном порядке заносится в ЕГРЮЛ при регистрации. Если преимущественное местонахождение директора меняется, возникает обязанность поменять и официальный адрес компании.
Общество согласно закону несет правовые риски достоверности заявленного при регистрации адреса. Вся направленная компании корреспонденция считается ею полученной, если она направлена на её адрес, указанный в ЕГРЮЛ, независимо от того продолжает ли компания находится по этому адресу.
Информация об адресе, указанная при регистрации Общества и занесенная в ЕГРЮЛ, становится общедоступной для всех заинтересованных лиц.
В качестве адреса при регистрации ООО можно указывать как нежилое помещение (производственного назначения либо офис), так и жилое помещение (индивидуальный дом или квартира, и даже комната в общежитии), но при условии, что в нем зарегистрирован (по месту жительства) Директор регистрируемой компании либо учредитель, обладающий долей — не менее 50% уставного капитала.
При этом такое помещение необязательно должно быть в собственности директора или учредителей. Важно лишь то, что собственник знает, что в его помещении будет числиться регистрируемое Общество, и что он дал на это свое согласие.
Такое согласие, как правило, подтверждается подписанным собственником помещения гарантийным письмом и заверенными им же копиями правоустанавливающих документов.
В целях подтверждения законности будущего использования указанного в качестве адреса Общества помещения, все указанные выше подтверждающие документы необходимо представить в налоговую вместе с регистрационными документами.
В практике довольно часто возникает ситуация, когда по роду своей деятельности регистрируемому Обществу офис как таковой для полноценной деятельности не нужен. К примеру, при продаже товаров через интернет-магазин директору компании в первое время может быть удобнее работать на дому, чем арендовать офис. Но, при этом, не всегда учредитель компании имеет регистрацию по месту жительства в интересуемом населенном пункте.
В таком случае удобным выходом из положения как раз и является покупка «юридического адреса», т.е. официального письменного согласия собственника помещения на возможность его использования в качестве официального адреса регистрируемого Общества, без реального нахождения в последующем компании по этому адресу.
Такой адрес по сути является фиктивным и указывается для вида, чтобы формально соблюсти требования к представляемым на регистрацию юридического лица документам.
Данная практика распространена повсеместно, поскольку обоюдно выгодна и удобна как начинающему предпринимателя (плата за адрес уплачивается однократно, арендная плата отсутствует), так и собственнику помещения (дополнительный легкий заработок без реальной передачи своего имущества в пользование).
Существенным риском использования юридических адресов при регистрации Общества является риск не получения важной корреспонденции, направленной на адрес Общества, следствием чего может быть внезапный арест расчетного счета, проигнорированная претензия контрагента, пропущенное без уважительных причин судебное заседание и, как следствие, безнадежно проигранный суд. Чтобы избежать этих рисков, необходимо заранее продумать вопрос получения корреспонденции.
Другой серьезной проблемой использования таких адресов является риск отказа в государственной регистрации и потери государственной пошлины. Риск этот тем больше, чем больше компаний уже зарегистрировано на используемом адресе. Поэтому следует очень серьезно отнестись к проверке адреса перед покупкой на массовость.
Так же нужно отдавать себе отчет, что, указывая подобный адрес, при регистрации компании, Вы тем самым способствуете внесению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, за что предусмотрена административная ответственность. Правда риск её применения не такой уж и большой, поскольку контролирующему органу еще нужно как-то выявить и доказать факт недостоверности сведений. Да и штраф небольшой.
Будьте внимательны!
Автор: Попов Дмитрий Михайлович, корпоративный юрист Юридической компании «ЮР-ЭРУДИТ», 8-953-60-60-702, https://vk.com/dmitry.urist
Запрещено копировать без согласия автора!