Обособленные подразделения. Филиалы и Представительства. В чем разница?
В соответствии с положениями ст. 55 Гражданского кодекса РФ,
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Согласно этой же правовой норме, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с ст. 23 Налогового кодекса РФ в обязанности налогоплательщика-организации входит информирование налоговых органов обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях.
Несмотря на то, что положений закона о статусе обособленных подразделений и обязанностях налогоплательщиков в части их оформления не так уж и много, на практике их регистрация и учет (а ровно и их не «учет» в плане ответственности за нарушение закона) вызывает массу вопросов.
Путаница может произойти уже из самих нормативных определений. В самом деле: как корректно соотнести правовой статус филиалов и представительств, с одной стороны, и «чистых» обособленных подразделений, с другой? Бывают ли «Обособленные подразделения» без статуса Филиала и Представительства? Что из этого регистрировать в конкретной ситуации? Как оформить?
Исходя из анализа положений закона можно сделать следующий вывод: нормативно закреплены 3 разновидности обособленных подразделений, самая простая из которых, собственно «обособленное подразделение» (назовём их условно «чистыми»), подлежит обязательной постановке на налоговый учет на основании уведомления налогоплательщика, а две другие разновидности (Филиал и Представительство) подлежат государственной регистрации на основании заявления налогоплательщика (в рамках которой происходит и их автоматический учет в налоговом органе), в ходе которой информация о последних попадает в ЕГРЮЛ и, тем самым, становится общедоступной для всех третьих лиц.
Почему так происходит? Постараемся развести данные термины в практической и нормативной плоскости. Как видно из содержания самих определений «Филиала» и «Представительства», последние являются частными разновидностями «Обособленных подразделений» по смыслу положений Налогового кодекса, но со своей спецификой юридического оформления и гражданско-правового статуса.
Базовое различие, по нашему мнению, кроется в самой сути (предназначении) указанных правовых конструкций и источниках их закрепления. Так, дефиниции «Филиала» и «Представительства» имеют не налоговую, а явно выраженную гражданско-правовую природу, в силу чего их определения содержатся именно в Гражданском, а не Налоговом кодексе. Их регистрация, как правило, происходит по желанию и в интересах самой компании, к примеру, для информирования потенциальных клиентов о территориальном присутствии компании в месте их нахождения.
Таким образом, регистрация «Филиала» и «Представительства» — это больше вопрос престижа открывшей их компании, нежели вопрос государственного контроля за деятельностью налогоплательщика, его доходами и имуществом. Государству по большей части все равно как Вы назовёте Обособленное подразделение. Функция защиты государственных интересов будет выполнена и при постановке на учет чистого обособленного подразделения без наделения его дополнительным статусом Филиала. Этим и объясняется отсутствие обязанности по принудительному наделению создаваемых компаниями обособленных подразделений статусом Филиала и Представительства (и таковой государственной регистрацией).
Поскольку в юридическом оформлении Филиала и Представительства в первую очередь заинтересована сама, создающая их, компания, а не налоговые органы, сведения о таких специфических разновидностях обособленных подразделений подлежат внесению в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), тем самым эти сведения получают публичный характер (соответственно данные сведения смогут без труда получить / проверить потенциальные контрагенты Компании).
В отличие от Филиала и Представительства, не приобретающие такого статуса «Чистые» обособленные подразделения в ЕГРЮЛ не отражаются, поскольку в информации о них заинтересовано исключительно государство. Цель этого достаточно прозаична: государству важно знать о всех территориальных присутствиях налогоплательщика-компании, т.к. по месту нахождения обособленного подразделения потенциально может накапливаться имущество или неучтенный доход. Соответственно есть риск ущемления финансовых интересов государственного бюджета. Справедливости ради стоит отметить, что процедура постановки на учет обособленных подразделений не так уж сложна, дабы не сильно отягощать компании лишними бюрократическим процедурами. НО СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Для уведомления гос. органов о создании «чистого» обособленного подразделения достаточно представить в налоговую (по месту нахождения компании или нового обособленного подразделения) сообщение по форме С-09-3-1 (Бланк легко найти в интернете). В сообщении отражается минимум информации: данные компании, адрес.
Важный момент: обособленные подразделения необходимо ставить на учет даже, если рабочее место создается в соседнем доме через дорогу, и в том случае, если адреса обособленного подразделения и самой компании находятся на подведомственной территории одной и той же налоговой.
Почему постановка на учет обособленного подразделения – это важно.
В соответствии со ст. 116 Налогового кодекса РФ:
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Как можно заметить наказание за отсутствие сообщения об открытии обособленного подразделения достаточно суровы.
Хотя и здесь не все так просто. И по сей день между налоговыми органами и юристами компаний-нарушителей ведутся ожесточённые споры какой из составов наказаний должен применяться в конкретной ситуации.
Пример №1. Возьмем самую типичную ситуацию: организация оборудовала склад своей продукции в промзоне крупного города вдали от своего фактического места нахождения. На территории склада работают (возможно даже и неофициально) два грузчика, нанятые данной компанией. Несмотря на фактическое оборудование рабочих мест, компания сообщение по форме С-09-3-1 в налоговый орган не подала.
Пример №2. Ситуация еще более тривиальна: компания зарегистрировалась на юридическом адресе и фактически по нему не находится, и через непродолжительное время для организации работы и встреч с клиентами её руководство приняло решение арендовать недорогой офис в том же населенном пункте, что и юр. адрес данной компании. По этому фактическому адресу регулярно приезжают директор и учредители. Появляется вывеска компании. Фактический адрес указывается в договорах, на сайте и в переписке с клиентами. Несмотря на это, сообщение по форме С-09-3-1 в налоговый орган также не представлено.
Каким может быть наказание при осуществлении проверки?
Стоит ли говорить, что налоговые органы заинтересованы именно в применении части 2-й ст. 116 НК РФ (Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей) в обеих этих ситуациях, ведь санкция тут несравнимо больше.
Даже если исходить из того, что такой подход едва ли законен (о чем налоговым органам не раз уже указывали высшие судебные инстанции) и действия налоговой будут успешно обжалованы, привлечение к ответственности по данной норме может закончится настоящей финансовой катастрофой для компании-нарушителя.
Таким образом, рекомендуем Вам со всей серьезностью отнестись к обязанности по постановке на учет новых обособленных подразделений. А для экономии времени Вы можете обратится за помощью в нашу компанию.
Автор: Попов Дмитрий Михайлович, корпоративный юрист Юридической компании «ЮР-ЭРУДИТ», 8-953-60-60-702, https://vk.com/dmitry.urist
Запрещено копировать без согласия автора!